Детское «шутовство»

Если ребенок паясничает
В чём причина «шутовства»?

Каждый ребенок иногда не прочь порезвиться. Если это происходит в виде игры, которую он один или с братьями\сестрами\друзьями затеял в период времени, специально отведенный для игры, то ничего плохого в этом нет.

А вот ситуация, знакомая многим родителям.

Вы пришли за ребенком в детский сад, терпеливо ждете, держа в руках его верхнюю одежду, в то время, как он бегает, паясничает и громко кричит. Вы обращаетесь к нему с многочисленными просьбами подойти, а вместо ответа раздаются песни и бушуют пляски. Кажется, что всю жизнь этот маленький человек превратил  в цирковое представление!

Иногда это забавляет, иногда — напрягает, но чаще — выводит из равновесия, особенно, если вы добиваетесь какого-то конкретного действия, но остаетесь неуслышанным.

В такие минуты кажется, что «достучаться» до ребенка невозможно, он отгородился от вас невидимой стеной, и руки опускаются в бесконечных попытках как-то повлиять на ситуацию.

Вместе с тем, данная ситуация – это повод задуматься над тем, что происходит между вами и вашим ребенком. «Шутовство» — всегда свидетельство некой психологической дисгармонии, которую ощущает ваш малыш.

Паясничая, ребёнок стремится привлечь к себе внимание. Он, таким образом, заставляет окружающих смотреть и слушать только его одного, добиваясь определенной оценки — удивления, внимания или расположения.

Такое поведение свойственно детям, которым не удается по-другому привлечь к себе внимание. Привычка через шутовство удовлетворять потребность в любви и внимании возникает из-за внутренней неуверенности в себе, эмоциональной неудовлетворённости в семье.

Таким образом, в большинстве случаев взрослые сами провоцируют подобное поведение детей, не проявляя к ним доброго отношения и не оказывая должного внимания — того, к чему дети стремятся любыми путями. Такие дети, интуитивно чувствуя, что у них недостает качеств, характерных данному возрасту, но которыми обладают сверстники, прибегают к «шутовству» как компенсации за неуклюжесть, полноту, физическую слабость; за недостаток уменья в играх; за неумение налаживать дружеские отношения и входить в коллектив ровесников, а затем постепенно привыкают к подобному стилю поведения.

Другой случай, когда «клоунаду» начинают дети, которые были окружены вниманием и симпатией взрослых сверх меры. К ним долго относились, как к маленьким, не давали проявлять самостоятельность, не могли налюбоваться на милые ребяческие проделки. Взрослые долгое время навязывали ребенку роль «славного домашнего шута». Малыш вошел в эту роль, сжился с ней и воспринял как свое предназначение, но на определенном этапе захотел ее изменить и столкнулся с проблемой.

Как помочь ребенку избавиться от «шутовства»?

Чтобы избавиться от вредной привычки, которая со временем может перерасти в черту характера, следует позаботиться об эмоциональном благополучии ребенка. Пусть беспокойство и ревность безосновательны, но эти чувства живут в сознании маленького человека и влияют на его поведение. От паясничания необходимо избавиться. Прежде всего, нужно дать ребенку возможность почувствовать уверенность в своих силах, создать ситуацию успеха.

Если ребёнок самостоятельно:

— застелил постель,

— нарисовал красивую картинку,

— перепрыгнул огромную лужу,

— сумел сложить свои книжки,

— не забыл полить цветы,

— покачал сестренку в коляске,

то он непременно должен услышать от взрослого похвалу и одобрение.

Взрослым не следует скупиться на добрые слова в адрес ребёнка.

Все, что ребенок делает сообразно своему возрасту, необходимо воспринимать с интересом и вниманием: признавать, хвалить, положительно оценивать, вместе учиться, и тем самым усиливать стремление ребенка к правильному поведению. Заслуженная похвала поможет ребёнку почувствовать себя уверенным в собственных силах.

Необходимо  подсказывать ребенку, как он может реализоваться в целом ряде полезных дел, которые оценят и сверстники, и взрослые; а также быть помощником в их осуществлении.

Это может быть, например:

— коллекционирование,

— спортивные игры,

— необычное умение или хобби,

— интересные знания: о динозаврах или звездах, о планетах или стихийных бедствиях, о животных или птицах…

Овладение определёнными умениями усиливает уверенность ребенка. Важно укреплять в ребенке сознание того, что он многое умеет и делает это хорошо; а, если он только учится и очень старается, то у него все получится. Ребёнку необходимо осознавать, что с ним считаются, как с полноправным членом семьи; что родители любят его, и он всегда может положиться на свою семью.

Полезно сказать ребенку, что вы уже давно ждете, когда он бросит привычку паясничать, чтобы вместе заняться чем-нибудь интересным.

Советы родителям

— Старайтесь не раздражаться в ответ на гримасы и вопли.

Крик, гнев, наказание только закрепляют «эффект мартышки». Гораздо действенней будет сказать спокойным тоном, что вы не одобряете подобное поведение.

— Не поощряйте «клоунаду».

Если у вас на лице появляется невольная улыбка, вы начинаете посмеиваться, то все труды будут напрасны. Одобрение — лучший из стимулов.

— Нет зрителя — нет представления.

Помните о том, что маленькому «клоуну», как любому артисту, нужен зритель. Если ребёнок во время обсуждения серьёзной темы начал паясничать  — развернитесь и удалитесь из комнаты. Успокоился — начинайте решать вопрос снова. Если ребёнок возобновляет своё поведение — опять уходите, и так до тех пор, пока он не поймет, какого поведения вы от него ожидаете.

— Повышайте самооценку ребенка.

Выявите, что у ребенка получается делать лучше всего и закрепляйте успех. Вышивает крестиком или рисует акварелью — повесьте его работы на стену. Пишет стихи — подарите ему красивую тетрадь, куда он будет их записывать. Отведите его в спортивную секцию, кружок, где он будет чувствовать себя успешным.

— Уделяйте ребёнку больше внимания.

Чаще бывайте вместе с ребенком на прогулке, чтобы он и вы побыли вдвоем. Пусть это будет два-три часа в день, но – это будет время, когда он почувствует себя самым главным человеком в вашей жизни. Просто удивительно, как меняются дети после сеансов такой терапии! Интересуйтесь его делами в детском саду или школе, отношениями с одноклассниками и учителями.

— Будьте последовательны в процессе воспитания.

Таким детям необходим четкий порядок действий и регламент поведения. Ситуация: «Хочу конфетку!». «Нельзя! Ну ладно, возьми одну» — недопустима. Она дезориентирует ребенка и укореняет в нем неуверенность в позиции родителей, а, следовательно, стимулирует к дальнейшей манипуляции.
Отучить ребенка паясничать за пару дней вряд ли возможно. Для этого может потребоваться много сил и времени. Но даже, если вам кажется, что вы терпите неудачу, продолжайте придерживаться последовательного поведения.  При необходимости обращайтесь за консультацией к  детскому психологу.