ТЕХНОЛОГИЯ КОМПЛЕКСНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ И СОЦИАЛИЗАЦИИ СЕМЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Центр психолого-педагогической помощи семье и детям функционирует в Ивановской области с 1997 года.

Изначально учреждение базировалось лишь на территории города Иванова. На тот момент его деятельность была актуальна в части индивидуального психологического консультирования, а также социально-психологического сопровождения семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Постепенно, руководствуясь нарастающими потребностями общества в социальных услугах психолого-педагогической направленности, Центр не только вырос территориально, но и реформировал свою деятельность, укрупнив формы работы и расширив контингент получателей услуг. В 2009 году в городе Тейкове открыт филиал учреждения, охватывающий городской округ Тейково, Гаврилово-Посадский, Ильинский и Комсомольский районы Ивановской области.

К настоящему времени в учреждении сформирован ряд практико-ориентированных лабораторий, среди которых:

— лаборатория межличностной и внутрисемейной конфликтологии;

— лаборатория технологий реабилитации несовершеннолетних, склонных к социальным девиациям и находящихся в конфликте с законом;

— лаборатория технологий социальной реабилитации семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья.

В рамках данных лабораторий специалисты-профессионалы предоставляют социально-психологические, социально-педагогические, социально-бытовые, социально-правовые услуги, оказывают экстренную психологическую помощь различным категориям детей и семей; проводят работу в группах поддержки родителей, организовывают мероприятия в рамках клуба общения детей и подростков «Путь», литературно-творческого клуба кровных и замещающих семей «Семицветик», Школы семейной гармонии, начавшей работу с семьями, состоящими на социальном сопровождении в ресурсном отделении профилактической работы с семьей и детьми учреждения, в октябре текущего года.

В рамках лабораторий ведется научно-исследовательская работа, разработка, апробация и внедрение инновационных форм социальной реабилитации семей и детей на основе авторских программ и проектов по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства, социальной поддержке семей с детьми-инвалидами, профилактике безнадзорности, преступности несовершеннолетних, а также осуществляется подготовка приемных родителей и сопровождение замещающих семей.

Нужно отметить, что работа с семьями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), остается для учреждения приоритетной.

Ежегодно в Центре проходят курсовую реабилитацию более восьмидесяти детей с ОВЗ в возрасте от 3 до 14 лет и более шестидесяти семей, их воспитывающих.

Коррекционно-развивающая работа проводится с детьми как индивидуально, так и в групповом формате.

Метод индивидуального консультирования на базе учреждения органично дополняется индивидуальным сопровождением на дому в рамках проекта «Домашнее  визитирование», реализуемого в филиале учреждения и направленного на курсовую психолого-педагогическую реабилитацию детей, изолированных от общества в силу ограниченных  возможностей здоровья.

Но, все же, основой работы с детьми с ОВЗ в учреждении является формат групповой работы. Одной их технологий, применяемых в данном формате, является детско-родительское объединение «Взлёт» — комплексная социальная реабилитация семей, воспитывающих детей с ограничениями здоровья.

Объединение успешно функционирует в учреждении в рамках реабилитационно-кризисного отделения с 2014 года до настоящего времени. Социально-психологическую реабилитацию здесь проходят дети, имеющие такие диагнозы, как: аутизм, синдром Дауна, задержка психического развития, детский церебральный паралич.

В основе технологии – системный подход, основанный на применении целого комплекса форм и методов, способствующих эффективной  коррекции интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы детей, формированию двигательных и коммуникативных навыков; повышению социальной адаптации. Реабилитационные мероприятия проводятся не только с «особыми» детьми, но и с их родителями. Кроме того, в процесс реабилитации включаются члены семей — братья, сестры, бабушки и дедушки. В рамках объединения действует «Школа психологической устойчивости родителей, воспитывающих «особых» детей».

Психолого-педагогическая реабилитация в рамках детско-родительского объединения «Взлёт» проводится с использованием авторской программы «Инновационные подходы в реабилитации и развитии детей-инвалидов», разработанной педагогом-психологом Центра, кандидатом психологических наук Когаловской Анной Сергеевной (с программой можно ознакомиться на сайте учреждения sdobromiv.ru).

Основным критерием отбора детей в группы является социальный голод, свойственный большинству детей с тяжелыми нарушениями, родители которых обращаются в наш Центр. Их социальные контакты чрезвычайно сужены, часто ограничены лишь семьей. Родители не знают, как им быть и в семье, и в обществе с такими сложными, непохожими на других «особыми» детьми.

Участники целевой группы имеют низкий уровень развития произвольности и серьезные речевые нарушения, либо вообще не сформированную речь. Четкая структура занятий и направленность их на социальное взаимодействие, позволяют детям, включаясь в организованную деятельность, формировать мотивацию к развивающей деятельности и общению.

Отсюда вытекают основные цели деятельности объединения:

— создание условий для системного психофизического развития детей и обогащения их социального опыта;

— обучение родителей методам взаимодействия с детьми.

В процессе психолого-педагогической реабилитации решается ряд задач:

  1. Общее развитие ребенка, включающее интеллектуальное развитие, стимулирование речи, общение.
  2. Социальная адаптация.
  3. Эмоциональное развитие.
  4. Поиск ресурсов во взаимоотношениях родителей и детей.

Работа в детско-родительских группах открывает несколько иные возможности, чем занятия в раздельных группах для детей и их родителей. В ходе совместных занятий родители видят, как происходит работа с ребенком, участвуют в этом процессе, что позволяет закреплять и развивать эффекты, полученные во время занятий, повторяя задания дома. На занятиях проявляются типичные формы взаимодействия детей и родителей, становятся понятными истоки трудностей в их взаимоотношениях, в развитии детей и формировании у них определенных навыков. Родители обучаются новым, более эффективным формам взаимодействия с ребенком, получая в этом поддержку со стороны специалистов. Участие родителей в занятиях способствует улучшению детско-родительских отношений, большему пониманию родителями своих детей. Получая внимание и поддержку не только от родителей, но и от других взрослых, дети чувствуют себя увереннее. В атмосфере принятия их поведение становится более адекватным, спокойным, регулируемым. Развивается взаимодействие между детьми. В совместной деятельности  формируются коммуникативные навыки. Дети учатся выражать свои потребности, вступать в контакт с другими людьми  и поддерживать его. У детей расширяется представление о себе  и о других людях.  Увеличивается познавательная активность детей, усидчивость во время занятий. Кроме того — это возможность реабилитации и самих родителей, так как занятия приносят радость и положительные эмоции не только их детям, но и им самим. Родители также получают удовольствие от игр, музыки, творчества, общения. Это и расширение кругозора, и получение нового опыта в общении с детьми.

Особое внимание в своей работе педагоги-психологи уделяют таким методам, как музыкотерапия и канис-терапия – социальная реабилитация с участием собак.

Дети и взрослые, с заболеваниями и без них, хорошо откликаются на контакт с живыми существами. Общение с животными пробуждает эмоции и чувства, усиливает интерес к происходящему. Участие собак дополнительно мотивирует и детей, и их родителей к выполнению действий, важных для достижения результативности в процессе реабилитации.

Новым в разработке и применении этого метода является внимание к вопросам терапевтических взаимоотношений в процессе канис-терапии, что является ключевым моментом, как и в любом другом виде реабилитации. Задача специалиста – выстраивание и поддержка этих отношений.

В канис-терапии отношения имеют более сложную и разветвленную структуру — ребенок-родитель-собака-терапевт. Дополнительный терапевтический ресурс, который появляется в канис-терапии – это отношения детей с собакой, контролируемые специалистом.

Термин музыкотерапия используется для обозначения метода психотерапии и социальной реабилитации, как направления арт-терапии. Музыкотерапия опирается на целительное воздействие музыки на физическое, психологическое и духовное состояние человека.

Как правило, больные дети, с которыми трудно контактировать, откликаются на различные звуки и музыку, которые позволяют детям открыться и проявиться их чувствам, пробуждают интерес к происходящему.

Музыкальная терапия помогает решать  целый ряд задач, таких как:

— развитие эмоциональной сферы при взаимодействия с окружающими;

— развитие произвольной деятельности (соотнесение своих действий с ситуацией и действиями окружающих);

— развитие двигательной сферы (освоение движений в процессе совместных танцев и хороводов, развитие общей координации, чувства ритма и ритмичности собственных движений);

— развитие познавательной сферы (слухового восприятия, внимания и памяти, навыка звукоразличения);

— развитие речи (стимуляция вокализаций и звукоподражания, умение подпевать и петь самостоятельно, понимание песен и обращенной к ребенку речи).

Авторская музыкотерапевтическая методика комплексного развития ребенка, разработанная Когаловской А.С.,  сочетающая в себе такие элементы, как: ритм, звук, мелодия, цвет, активно применяется в работе с семьями с детьми ОВЗ в рамках детско-родительского объединения «Взлет». Она оказывает позитивное влияние на результаты развития детей. Особенно интересен опыт сочетания музыкотерапевтических средств с элементами канис-терапии, так как у детей и у животных есть схожие потребности, в том числе, связанные с любовью к музыке, мелодии, ритму. Благодаря этому открываются новые возможности в реабилитационной работе.

Методы канис-терапии и музыкотерапии способствуют развитию когнитивных процессов и межполушарных связей, обучают «особых» детей взаимодействию в коллективе.

Практика показывает, что эффективность комплексной реабилитации семей и «особых» детей в детско-родительском объединении «Взлет» достаточно высока.

Результативность определяется методами наблюдения за поведением и реакциями детей; интервьюирования родителей.

На данный момент мы имеем неизменную 100%-ую результативность, основанную на формировании  положительного эмоционального фона у детей и родителей, по ряду показателей:

— выравнивание поведения детей, которое становится более адекватным, спокойным, регулируемым;

— стимуляция речи – дети начинают больше говорить, как по своей инициативе, так и по просьбе;

— хорошее усвоение предложенного материала —  выполнение все более сложных, разнообразных  заданий и упражнений на мелкую моторику, координацию движений, ориентацию в пространстве; проявление самостоятельности во время их выполнения;

— формирование устойчивых коммуникативных навыков в ходе совместной деятельности в группе — расширение адекватных вербальных и невербальных способов выражения своих потребностей, установление активного контакта с другими людьми (детьми и взрослыми), проявление большего внимания и интереса;

— развитие самоконтроля, навыка согласования своих действий с действиями других, ожидания своей очереди;

— формирование умения рассчитывать свои усилия (например: для извлечения звука,  извлечения его в нужное время и так, чтобы он был услышан);

— устойчивое повышение интереса к занятиям, которые всякий раз становятся все более значимыми и ожидаемыми.

Безусловно, степень проявления положительной динамики у детей индивидуальна, зависит от характера заболевания, и, что немаловажно — от частоты посещения занятий, в ходе которых родителям даются рекомендации по развитию и воспитанию детей.

С целью закрепления положительных результатов социально-реабилитационной работы с участниками детско-родительского объединения «Взлет» регулярно проводятся праздничные тематические мероприятия, включающие совместные для детей и родителей подвижные игры (в том числе с участием собаки), мастер-классы по изготовлению поделок в творческой мастерской.

В заключении отметим, что специалисты учреждения пребывают в постоянном поиске новых форм и методов работы, влияющих на повышение качества жизни семей, воспитывающих детей.