Замкнутый ребенок

Нормальное психическое состояние ребенка — хорошее и бодрое настроение, тяга к веселью, шалостям, энергичной деятельности. У детей, конечно же, происходит смена настроения в зависимости от всевозможных случайных обстоятельств. Но здоровый ребенок, пока он не выдохся, не устал, легко возвращается в исходное хорошее настроение.

Если же ребенок демонстрирует хотя бы один из признаков замкнутости, взрослым необходимо обратить на это пристальное внимание.

Итак, признаки замкнутости: ребенок не разговаривает, говорит лишь в крайнем случае, произносит слова шепотом; держится подальше от всех или с большим трудом входит в коллектив; у него очень мало или совсем нет друзей; он боится начать что-то новое; не решается выразить свое мнение; таит внутри свои чувства, мысли, события, не идет на разговор со взрослыми; часто уклоняется в разговоре, прикрываясь фразой «я не знаю», а иногда и действительно думает, что ему нечего сказать; излишняя осторожность в словах и поступках; отсутствие спонтанных проявлений (но может очень желать этой спонтанности); неглубокое дыхание; психосоматические проявления (например, боли в желудке); желание завести непривычную домашнюю живность — паука, ящерицу, змейку; часто держит руки за спиной, в карманах, плотно прижатыми к себе, вяло висящими вдоль тела (нет живой жестикуляции).

Замкнутость может проявляться в сужении круга общения ребенка, затруднении эмоционального контакта с окружающими людьми, сложности в установлении новых социальных отношений.

Найдя ребенка в подобном состоянии, родителям, прежде всего, необходимо проанализировать причины замкнутости ребёнка, которые также многогранны, как и признаки.

Это — страх не справиться со сложной ситуацией; страх общения со сверстниками — страх быть обиженным, осмеянным или проигнорированным; трудности в общении с противоположным полом; отрицательный эффект выраженной однажды искренности ребенка (в разговоре и поступках); нежелание выполнять требования взрослых, участвовать в чем-то; неумение осуществлять выбор, решаться на действия; затаенная накопившаяся обида, огорчения; повышенная тревожность (о себе, о ком-то из родителей); непосильные обязанности для ребенка; строгое или жестокое наказание ребенка; сексуальное насилие над ребенком или его попытки; тяжелая или частая болезненность (физическая или психическая); культивирование родителями отчужденного, слишком послушного, «правильного» поведения; ощущение себя ненужным, лишним в семье.

Стеснительность и замкнутость при внутреннем стремлении к общению как следствие несформированности социальной компетентности ребенка — неумения общаться, ощущения комфорта жизни внутри собственного мира.

Одной из основных причин замкнутости детей в возрасте шести, семи лет является период адаптации к школе. Некоторые дети в этот период становятся очень ранимыми, плаксивыми, испытывают большие затруднения, связанные с новыми физическими и интеллектуальными нагрузками — с трудом выдерживают урок, быстро утомляются, на каждое замечание реагируют слезами, раздражением или совсем замыкаются в себе, отказываются отвечать. Порой у детей отмечается заикание, непроизвольное подергивание век, мышц лица, шеи. Становится тревожным сон.

 

Последствия

Родителям не следует игнорировать возникновение у ребенка состояния замкнутости, так как последствия могут быть достаточно серьезными и отразиться на всей его дальнейшей жизни.

Насмешки окружающих не только будут продолжаться, но и усугубятся, что может перерасти в стойкий комплекс неполноценности. Детская замкнутость легко перерастает в проблемы при общении с противоположным полом.

Неразрешенная детская замкнутость приводит к тому, что повзрослев, ребенок станет крайне нерешительным взрослым человеком, неспособным на смелые шаги. Нередко замкнутые и нерешительные люди не могут рассказать о своих чувствах, что может повлечь одиночество. Удовлетворение социальных, материальных, сексуальных, личностных и психологических проблем для замкнутых людей — большая проблема. Постоянный внутренний излишне самокритичный самоконтроль не позволит свободно реализоваться даже в любимом деле. Неразрешенная проблема с замкнутостью может стать причиной серьезных психических расстройств, в том числе — суицида.

 

Рекомендуем родителям:

  1. Проявлять к ребенку, независимо от возраста, больше внимания, использовать тактильный контакт. Дети нуждаются в тепле и ласке родителей – этим вы их не испортите, если только не будете потакать всем желаниям.
  2. Быть щедрыми на похвалу. Чем ребенок младше, тем сложнее ему адекватно оценивать свои успехи. Наша задача как родителей – укреплять самооценку детей всеми «экологичными» способами.
  3. Регулярно приглашать к себе друзей, особенно если у них дети того же возраста. Ваше «чадо» быстрее привыкнет к обществу в привычной для себя обстановке, сможет раскрепощаться и благополучно общаться с ровесниками.
  4. Придумать собственные праздничные традиции. При этом будет полезно поощрять ребенка к публичным выступлениям. Танцы, пение в караоке, загадки, домашние спектакли, помощь в достижении успеха в игре – все это поможет ребенку выйти из привычного состояния апатии и сверх покоя.
  5. Отказаться от высказываний: «Почему ты все время молчишь? А ну, выкладывай, что случилось?» Если на вас так насесть, то вы точно не захотите откровенничать. Чтобы ребенок вам доверял, необходимо быть с ним тактичным, также как и со взрослым.
  6. Осторожно добавлять новшества. Замкнутые дети склонны к консерватизму. Им легче живется, если соблюдается четкий режим. Поэтому все новое, что касается еды, сна, игр, прогулок и сказки на ночь, должно добавляться понемногу, например: заменить сказку прогулкой или разговором по душам.
  7. Рекомендуем пытаться внедрять ребенка в общество, несмотря на его внутреннее сопротивление, проявляя терпение и настойчивость. Временная негативная реакция ребенка на происходящее – это лучше, чем он будет загонять свои эмоции вглубь! К тому же, если родители сдадутся, кто же будет помогать ребенку социально адаптироваться?
  8. Главное правило – постепенность. Особенно оно касается детей дошкольного возраста. Если ваш малыш не подходит близко к детской площадке, не форсируйте события – пусть он сначала поиграет в стороне от других детей самостоятельно, а потом вы его аккуратно начнете сближать с ровесниками. Все ваши действия должны быть ненавязчивыми и мягкими.

 

Замкнутость — это всего лишь сигнал, справившись с причинами, вы непременно поможете своему ребёнку!

Без рубрикиadminПросмотров:275Дата:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.